Шапка


Главная - Инновационный проект


Скачать в формате Adobe Acrobat Reader (*.pdf)

Содержание:


Инновационный проект
МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 37 «Солнышко»
г.о. Балашиха
по направлению
«Достижение нового качества дошкольного
образования в процессе реализации ФГТ к структуре
основной общеобразовательной программы
дошкольного образования».


Тема: Развитие исследовательской и проектной
деятельности в дошкольном учреждении при
ознакомлении с природой родного края.



Обоснование актуальности выбранной темы:

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом правильно формируется отношения к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи работы детского сада.
Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанном на её чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.
Во многих педагогических и психологических исследованиях обоснована доступность для детей старшего дошкольного возраста знаний о зависимости роста и развития живых организмов от факторов среды (А. П. Захарович, Т. А. Ковальчук, П. Г. Саморукова, Л. Е. Образцова, Н. К. Постникова, И. А. Хайдурова, Л. С. Игнаткина и др.); о зависимости строения живых организмов от их приспособления к условиям существования (С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева, Н.А.Рыжова, О.А.Соломенникова и др.). Наличие эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей, по мнению ряда авторов (В. Г. Грецова, З. П. Плохий, М. К. Ибраимова,С. А. Веретенниковаи др.), являются основой осознанного бережного отношения к природе.
В условиях введения Федеральных государственных требований и Федеральных государственных образовательных стандартов особые требования предъявляются к профессиональной деятельности педагогов, в том числе и по вопросам ознакомления дошкольников с природой с учетом регионального компонента.
Мы исходим из того, что, ознакомление детей дошкольного возраста будет эффективным, если педагоги дошкольного образования будут готовы к организации исследовательской и проектной деятельности не только с детьми, но и во взаимодействии с родителями.
Таким образом, актуальность проекта обусловлена:
- важностью проблемы профессионального развития педагогов дошкольного образования в условиях реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- недостаточной разработанностью данной проблемы на современном этапе.

Цель:

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по организации исследовательской и проектной деятельности при ознакомлении детей дошкольного возраста с природой с учетом регионального компонента.

Задачи:

Работа с административным персоналом:

Работа с детьми:

Работа с родителями:

Работа с педагогами:

Повышение уровня развития профессионально значимых качеств личности воспитателя, развитие творческого потенциала, формирование нового педагогического мышления с введением кейс- метода.

Направления деятельности:

Необходимо организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ребенок стремился познавать окружающий его мир, умел устанавливать взаимосвязи (как человек зависит от природы и влияет на нее, как растения связаны с воздухом и водой и т.д.) и что самое главное, мог применить полученные знания в своей практической деятельности. В большей степени, этому способствуют разработанные воспитателем исследования и проекты, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Работу по данному направлению осуществлять в процессе непосредственно образовательной деятельности, наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, различных игр и развлечений, трудовой и продуктивной деятельности.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос

Нужно ли знакомить детей с природой родного края?

Проблемные вопросы темы

  1. Что необходимо знать дошкольнику о природе родного края?
  2. Как можно провести выходной с ребенком на природе интересно и познавательно?
  3. На какую тему можно провести исследование или проект с дошкольником ?

Образовательные вопросы

  1. Для чего нужно знать природу родного края?
  2. Какие деревья растут в нашей местности?
  3. Какие животные обитают в наших лесах?
  4. Какие водные ресурсы есть в нашем крае?
  5. Что можно приготовить из овощей и фруктов, которые растут в нашем крае?
  6. Чем отличается смешанный лес от лиственного или хвойного?
  7. Какое время года самое лучшее?
  8. Из каких мультфильмов, сказок мы узнаем о повадках и поведению животных, которые обитают у нас?

Сотрудничество:

С кафедрой дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»

Ожидаемые результаты работы::

Основные компоненты проекта:

компоненты

содержание деятельности

результат

создание предметно – развивающей среды на территории детского сада и в помещении.

Организация развивающих центров:
- экологическая тропа в помещении детского сада;
- экологическая тропа на территории детского сада;
- исследовательская метеоплощадка;
- лаборатория для проведения опытов.

-план-проект
-создание сайт- презентации
-буклеты

Создание средств визуальной информации

-плакаты
-фотогалерея
-листовки

-информирование общественности
-фотоматериалы
-информация на сайт ДОУ

сотрудничество в СМИ
Интернет

-публикации в журнале «Творчество в детском саду» и др. изданиях.
-размещение информации на сайте ДОУ.

-информирование общественности
-позиционирование ДОУ
-продвижение реализации темы проекта

 

Содержание работы, сроки и этапы:

1 этап (2011г. - 2012 г.)
Разработка плана деятельности педагогов. Подбор методической литературы.
Разработка плана совместной деятельности с детьми и родителями. Подбор литературы.
Определение  современных технологий повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам ознакомления детей дошкольного возраста с природой по средствам проектной и исследовательской деятельности с учетом регионального компонента. .
Определение наиболее эффективных форм и  методов работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с природой родного края.
Диссеминация опыта работы проектной и исследовательской деятельности по ознакомлению с природой с учетом региональных особенностей.
Подготовка  материалов к печати.

2 этап (2013 г.- 2014 г.)
Проведение семинаров, круглых столов, деловых игр с педагогами ДОУ   по проектной и исследовательской деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой с учетом регионального компонента.
Разработка, апробация и корректировка спланированных тематических исследований и проектов с детьми и родителями по ознакомлению с природой родного края.
Диссеминация опыта работы проектной и исследовательской деятельности по ознакомлению с природой с учетом региональных особенностей для педагогов города, области.
Подготовка материалов к печати. Создание презентаций по результатам деятельности.

3 этап (2015 г.)
Проведение семинаров, круглых столов, деловых игр с педагогами ДОУ   по проектной и исследовательской деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой с учетом регионального компонента.
Определение наиболее эффективных форм и методов работы с педагогами ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой по средствам проектной и исследовательской деятельности.
Диссеминация опыта работы по данной теме проекта.
Мониторинг результативности познавательного интереса у детей по разделам «Ознакомление с природой» и «Экологическая безопасность» примерной общеобразовательной программы ««От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
Публикация научных и научно-методических  статей по итогам опытно-экспериментальной работы данного проекта.

Имеющиеся наработки за 2011-2012:

1. Посетили обучающий семинар «Современные педагогические технологии дошкольного образования в условиях реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (г.Серпухов,  МДОУ ЦРР – детский сад №21).
2. Участвовали в конференции «КБОУ – институт  реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (г. Москва, Педагогическая академия).
3. Провели научно-методический семинар «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Образовательная область «Познание» Ознакомление с природой: проблемы апробации и внедрения» ( г.о. Балашиха, МБДОУ № 37).
4.  Провели обучающий семинар «Деятельность дошкольных учреждений в условиях реализации ФГТ» (г.о. Балашиха, МБДОУ № 37).
5. Участвовали в работе  семинаров по использованию ИКТ в работе педагогов МО по программе сайта «Виртуальный детский сад».

Публикации:

1. Иванова, Н.Н. Опытническая деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство подготовки к школе // Преемственность дошкольного и начального образования /под ред. Т.С. Комаровой, А.В. Найбауэр, О.А, Соломенниковой.- М.:РИЦ МГГУ им.М.А. Шолохова, 2011.- с.132-140
2. Стрельцова, О.Б., Иванова,  Н.Н., Чебаненко,Н.М. Путешествие колобка // Творчество в детском саду -  2011 -  №1. – с.2-6.
3. Иванова, Н,Н., Титова, О.В. Научите детей созерцать //Творчество в детском саду - 2012 -№ 2. –  с.5-7
4. Иванова, Н.Н. Презентация на занятиях по ознакомлению дошкольников с природой / Н.Н.Иванова // Творчество в детском саду. – 2012. - № 4. – С. 30-32.
5.Стрельцова, О.Б. Создание экологически развивающей среды /Стрельцова О.Б. //Творчество в детском саду –2012 - № 2. – с .12-15.
6. Иванова, Н.Н. Проектный метод в процессе экологического воспитания дошкольников / Н.Н.Иванова // Социально-личностное развитие: преемственные связи в работе образовательных учреждений/под ред. Н.Ф.Губановой, Г.В.Ивановой.- Московский государственный областной социально-гуманитарный институт.- Коломна: МГОСГИ, 2012. – С.97-100.

©1985-2013 МДОУ "Детский сад № 37 "Солнышко"
mdou_37@mail.ru

Hosted by uCoz