Главная - Инновационный проект
Скачать в формате Adobe Acrobat Reader (*.pdf)
Содержание:
- Обоснование актуальности выбранной темы.
- Цель.
- Задачи.
- Направления деятельности.
- Вопросы, направляющие проект.
- Сотрудничество.
- Ожидаемые результаты работы.
- Основные компоненты проекта.
- Содержание работы, сроки и этапы.
- Имеющиеся наработки за 2011-2012.
- Публикации.
Инновационный проект
Тема: Развитие исследовательской и проектной
Обоснование актуальности выбранной темы:
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом правильно формируется отношения к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи работы детского сада.
Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанном на её чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.
Во многих педагогических и психологических исследованиях обоснована доступность для детей старшего дошкольного возраста знаний о зависимости роста и развития живых организмов от факторов среды (А. П. Захарович, Т. А. Ковальчук, П. Г. Саморукова, Л. Е. Образцова, Н. К. Постникова, И. А. Хайдурова, Л. С. Игнаткина и др.); о зависимости строения живых организмов от их приспособления к условиям существования (С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева, Н.А.Рыжова, О.А.Соломенникова и др.). Наличие эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей, по мнению ряда авторов (В. Г. Грецова, З. П. Плохий, М. К. Ибраимова,С. А. Веретенниковаи др.), являются основой осознанного бережного отношения к природе.
В условиях введения Федеральных государственных требований и Федеральных государственных образовательных стандартов особые требования предъявляются к профессиональной деятельности педагогов, в том числе и по вопросам ознакомления дошкольников с природой с учетом регионального компонента.
Мы исходим из того, что, ознакомление детей дошкольного возраста будет эффективным, если педагоги дошкольного образования будут готовы к организации исследовательской и проектной деятельности не только с детьми, но и во взаимодействии с родителями.
Таким образом, актуальность проекта обусловлена:
- важностью проблемы профессионального развития педагогов дошкольного образования в условиях реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- недостаточной разработанностью данной проблемы на современном этапе.
Цель:
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по организации исследовательской и проектной деятельности при ознакомлении детей дошкольного возраста с природой с учетом регионального компонента.
Задачи:
Работа с административным персоналом:
- Разработка технологий, методик, рабочих программ по работе с воспитанниками и родительской общественностью.
- Обогащение и оснащение предметно – развивающей среды для удовлетворения образовательных потребностей детей, педагогов, родителей в соответствии с темой проекта.
- Разработка и совершенствование мониторинга по осуществляемой работе с детьми и родителями.
Работа с детьми:
- Определение образовательного маршрута каждого воспитанника по тематике исследовательской и проектной деятельности при ознакомлении с природой.
- Диагностические исследования уровней познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей, которые входят в тематику проекта.
- Стимуляция личностного развития детей через активизацию общения с родителями и педагогами учреждения.
Работа с родителями:
- Изучение творческого, интеллектуального, коммуникативного потенциала семей воспитанников.
- Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника
- Просвещение родителей посредством ознакомления с природой родного края через реализацию исследовательской и проектной деятельности.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
- Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.
Работа с педагогами:
- Постоянное повышение квалификации педагогических кадров, обмен опытом с педагогами города, области.
- Создание творческих, инициативных групп по разработке проектов с помощью кейс- метода.
- Поиск и внедрение новых тематических проектов и исследований при ознакомлении с природой детей дошкольного возраста.
- Формирование мастерства в вопросах проявления педагогического такта и коммуникативных способностей в различных условиях воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.
Направления деятельности:
Необходимо организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ребенок стремился познавать окружающий его мир, умел устанавливать взаимосвязи (как человек зависит от природы и влияет на нее, как растения связаны с воздухом и водой и т.д.) и что самое главное, мог применить полученные знания в своей практической деятельности. В большей степени, этому способствуют разработанные воспитателем исследования и проекты, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Работу по данному направлению осуществлять в процессе непосредственно образовательной деятельности, наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, различных игр и развлечений, трудовой и продуктивной деятельности.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос |
Нужно ли знакомить детей с природой родного края? |
Проблемные вопросы темы |
|
Образовательные вопросы |
|
Сотрудничество:
С кафедрой дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»
Ожидаемые результаты работы::
- представление педагогами материалов исследовательской и проектной деятельности при ознакомлении детей дошкольного возраста с природой в публикациях различных печатных изданиях;
- проведение мониторинга достижения детьми ожидаемых результатов по разделам «Ознакомление с природой» и «Экологическая безопасность» образовательной программы, по которой работает данное учреждение;
- повышение профессиональной компетентности в вопросе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста с учетом регионального компонента;
- создание положительного эмоционального настроя педагогов и родителей на совместную работу по организации проектной и исследовательской деятельности дошкольников в свободное время. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будет учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- возможность родителям проявить творчество в выборе проекта или исследования при ознакомлении с природой с учетом регионального компонента;
- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным;
- повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы.
Основные компоненты проекта:
компоненты |
содержание деятельности |
результат |
создание предметно – развивающей среды на территории детского сада и в помещении. |
Организация развивающих центров: |
-план-проект |
Создание средств визуальной информации |
-плакаты |
-информирование общественности |
сотрудничество в СМИ |
-публикации в журнале «Творчество в детском саду» и др. изданиях. |
-информирование общественности |
Содержание работы, сроки и этапы:
1 этап (2011г. - 2012 г.)
Разработка плана деятельности педагогов. Подбор методической литературы.
Разработка плана совместной деятельности с детьми и родителями. Подбор литературы.
Определение современных технологий повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам ознакомления детей дошкольного возраста с природой по средствам проектной и исследовательской деятельности с учетом регионального компонента. .
Определение наиболее эффективных форм и методов работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с природой родного края.
Диссеминация опыта работы проектной и исследовательской деятельности по ознакомлению с природой с учетом региональных особенностей.
Подготовка материалов к печати.
2 этап (2013 г.- 2014 г.)
Проведение семинаров, круглых столов, деловых игр с педагогами ДОУ по проектной и исследовательской деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой с учетом регионального компонента.
Разработка, апробация и корректировка спланированных тематических исследований и проектов с детьми и родителями по ознакомлению с природой родного края.
Диссеминация опыта работы проектной и исследовательской деятельности по ознакомлению с природой с учетом региональных особенностей для педагогов города, области.
Подготовка материалов к печати. Создание презентаций по результатам деятельности.
3 этап (2015 г.)
Проведение семинаров, круглых столов, деловых игр с педагогами ДОУ по проектной и исследовательской деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой с учетом регионального компонента.
Определение наиболее эффективных форм и методов работы с педагогами ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой по средствам проектной и исследовательской деятельности.
Диссеминация опыта работы по данной теме проекта.
Мониторинг результативности познавательного интереса у детей по разделам «Ознакомление с природой» и «Экологическая безопасность» примерной общеобразовательной программы ««От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
Публикация научных и научно-методических статей по итогам опытно-экспериментальной работы данного проекта.
Имеющиеся наработки за 2011-2012:
1. Посетили обучающий семинар «Современные педагогические технологии дошкольного образования в условиях реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (г.Серпухов, МДОУ ЦРР – детский сад №21).
2. Участвовали в конференции «КБОУ – институт реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (г. Москва, Педагогическая академия).
3. Провели научно-методический семинар «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Образовательная область «Познание» Ознакомление с природой: проблемы апробации и внедрения» ( г.о. Балашиха, МБДОУ № 37).
4. Провели обучающий семинар «Деятельность дошкольных учреждений в условиях реализации ФГТ» (г.о. Балашиха, МБДОУ № 37).
5. Участвовали в работе семинаров по использованию ИКТ в работе педагогов МО по программе сайта «Виртуальный детский сад».
Публикации:
1. Иванова, Н.Н. Опытническая деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство подготовки к школе // Преемственность дошкольного и начального образования /под ред. Т.С. Комаровой, А.В. Найбауэр, О.А, Соломенниковой.- М.:РИЦ МГГУ им.М.А. Шолохова, 2011.- с.132-140
2. Стрельцова, О.Б., Иванова, Н.Н., Чебаненко,Н.М. Путешествие колобка // Творчество в детском саду - 2011 - №1. – с.2-6.
3. Иванова, Н,Н., Титова, О.В. Научите детей созерцать //Творчество в детском саду - 2012 -№ 2. – с.5-7
4. Иванова, Н.Н. Презентация на занятиях по ознакомлению дошкольников с природой / Н.Н.Иванова // Творчество в детском саду. – 2012. - № 4. – С. 30-32.
5.Стрельцова, О.Б. Создание экологически развивающей среды /Стрельцова О.Б. //Творчество в детском саду –2012 - № 2. – с .12-15.
6. Иванова, Н.Н. Проектный метод в процессе экологического воспитания дошкольников / Н.Н.Иванова // Социально-личностное развитие: преемственные связи в работе образовательных учреждений/под ред. Н.Ф.Губановой, Г.В.Ивановой.- Московский государственный областной социально-гуманитарный институт.- Коломна: МГОСГИ, 2012. – С.97-100.