Родителям - Советы психолога
РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ и ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На развитие психики ребенка 1-3 лет влияют:.ВНИМАНИЕ непроизвольно
Особенности нервной системы ребенка таковы, что он не может долго концентрировать свое внимание на одном виде деятельности. Однако по сравнению с более ранним возрастом внимание становиться более устойчивым. В 1 год может удерживать внимание на одной игрушке 10 минут, в 3 года – примерно 30 минут, а если сильно заинтересовался, то может быть трудно отвлечь и через полчаса. Трудно привлечь внимание к предмету, который малыша не интересует. Очень важно в этом возрасте побуждать ребенка чем-то заняться, вызывать его интерес, но не принуждать. В возрасте 1-3 года активно развивается воображение (например, малыш скачет на палке, как на лошади).ВОСПРИЯТИЕ крайне несовершенно
Ребенок в 1 год неспособен последовательно рассматривать предмет и выяснять его свойства. Обычно малыш выделяет только один признак, который бросается в глаза. Например, усвоив слово «пти» (птичка) малыш начинает называть так все предметы, у которых есть что-то похожее на клюв.
К концу 3-го года ребенок усваивает 5-6 форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный).
Наибольшее влияние на развитие интеллекта оказывают действия с предметами (орудиями): соотнесение предметов между собой (например, складывание пирамидки), употребление орудий (например, кушает ложкой).
Малышу свойственна повышенная эмоциональность.
МЫШЛЕНИЕ.
Ребенок в 1 год неспособен последовательно рассматривать предмет и выяснять его свойства. Обычно малыш выделяет только один признак, который бросается в глаза. Например, усвоив слово «пти» (птичка) малыш начинает называть так все предметы, у которых есть что-то похожее на клюв.
К концу 3-го года ребенок усваивает 5-6 форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный).
Наибольшее влияние на развитие интеллекта оказывают действия с предметами (орудиями): соотнесение предметов между собой (например, складывание пирамидки), употребление орудий (например, кушает ложкой).
Малышу свойственна повышенная эмоциональность.
РЕЧЬ.
С 11 месяцев начинается переход от дофонемной к фонемной речи. Этот процесс продолжается на 2-м, 3-м и даже 4-м годах жизни. До 1,5 лет речь развивается медленно (ребенок усваивает от30-40 до 100 слов) и употребляется редко. После полутора лет – резкий перелом: малыш начинает требовать называть предметы, произносит слова, которые эти предметы обозначают. 2-й и 3-й годы жизни ребенка – сензитивный период в усвоении речи. Развитие происходит в двух направлениях: совершенствуется понимание малышом речи взрослых; 2) складывается собственная активная речь. Если в этот период происходит задержка в развитии речи, то позже наверстать упущенное очень сложно. Вторая половина 2-го года – переход к активной, самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением. К концу 2-го года начинается развитие двухсловных, а затем и многословных предложений, внутри который с 2-х лет начинается согласование всех слов предложения. К 3-м годам малыш в основном правильно применяет падежи. Примерно в это же время ребенок начинает сознательно контролировать правильность своих высказываний и речи других людей. На 3-м году жизни у ребенка меняется понимание речи взрослого человека. Малыш к этому возрасту не только понимает отдельные слова и способен выполнить действие по просьбе взрослого, но и начинает слушать любые высказывания взрослого, которые не направлены непосредственно на него. Ребенок начинает слушать и понимать сообщения, которые выходят за рамки ситуации его общения со взрослым. Это дает малышу возможность использовать речь, как средство познания мира, недоступного непосредственному опыту ребенка. Словарный запас: 1 год – 10-20 слов; 1,5 года – 30-40 слов; 2 года – до 300 слов; 3 года – 1200-1500 слов. С появлением речи становятся шире возможности общения малыша со взрослыми. Появляются отношения сотрудничества. Возраст 1-3 года - критический, потому что в этом возрасте на основе овладения речью происходит переход от естественного к социальному типу развития и создаются предпосылки для формирования личности.
ИГРА.
В 2-3 года заметное место начинает занимать игра. Примерно в 1г. 3 месяца малыш в игре выполняет не только показанные взрослым действия, но и те, которые наблюдал ранее сам: прижимает куклу, целует ее, мое , укладывает спать; начинает «есть» из пустой чашки, пишет палочкой на столе, «читает». Приблизительно в 1 год и 5 месяцев происходит скачок: ребенок начинает делать из предметов заместители. Например, хочет умыть куклу, а мыла нет, малыш делает мылом кубик. После 1 года, ближе к полутора лет ребенок делает свои первые рисунки: каракули. Причем малыш их как-то называет. К 3-м годам ребенок рисует человека в виде «головонога» (голова, шея, 2 ноги). Рисование хорошо развивает воображение и творчество. У ребенка 1-3 лет сильно развит интерес к окружающему миру. Желание знать «что это такое» должно замечаться и поощряться родителями. В период от 1 года до 3-х лет развитие мозга и психики ребенка не просто быстрое, а стремительное. От того, сколько времени, внимания и возможностей для развития предоставляют родители зависят интеллектуальные способности малыша в дальнейшем. немаловажную роль здесь играют развивающая среда и правильно подобранные развивающие игрушки.
ЛЮБЛЮ, ПОТОМУ ЧТО ТЫ ЕСТЬ
Здравствуйте дорогие родители!
Я рада общению с Вами на психологической страничке. Темой нашей встречи является любовь родителей к своим детям. Любить и быть любимым – две самые главные психологические потребности человека, маленького или большого. И от того, насколько каждый из нас реализует их в отношениях с близкими людьми, зависит наш внутренний комфорт и благополучие нашей семьи. И какой бы выбор вы ни сделали – в пользу материнства или карьеры, перепоручив заботу о ребенке няне или бабушке, малыш будет сильно нуждаться в маминой любви. Любить своего ребенка так естественно, что это чувство можно выразить словами: «Люблю, потому что ты eсть». Но некоторым родителям почему-то кажется неправильным или недостаточным просто так любить своих детей. Они полагают, что малыш обязательно должен заслужить родительскую любовь. Их формула любви такая: «Люблю тебя за то, что ты хорошо себя вел, убрал на место свои игрушки, сам оделся и т.д. И взрослые начинают делить свою любовь на мелкие порции, выдавая ее в качестве заслуженной награды либо, напротив, лишая ребенка этого «лакомства» в наказание за какой-нибудь проступок. В результате дети пребывают в постоянной тревоге, что их могут разлюбить в любой момент. Другие родители полагают, что дети и так знают, что их любят. Они не считают нужным лишний раз говорить малышам о своей сильной любви. Но маленьким детям постоянно нужны доказательства этого. Они сами в меру сил стараются убедить родителей в своих чувствах – дарят им наивные подарки, говорят незамысловатые комплементы, пытаются хорошо себя вести. И аналогичных доказательств они требуют от нас. Почему же взрослые не всегда готовы предоставить детям такие простые и доступные их пониманию свидетельства любви? Вероятно взрослые боятся, что испортят ребенка излишней лаской и добрым словом. Но вряд ли эти страхи оправданы. Ребенка можно избаловать только в том случае, если слепо потакать всем его желаниям. Но если окружить малыша разумной любовью, он вырастет уверенным в себе и способным по-настоящему любить других людей. Ребенок никогда не начинает любить первым. Только если его одаривают безусловной любовью и принимают таким, какой он есть, малыш отражает эту любовь, возвращая взрослым, порой даже вдвойне. О том, как признаться в любви ребенку, я расскажу в нашей следующей встрече.
С уважением! Педагог-психолог